Приходи на меня посмотреть
Какими после карантина станут театры и кинозалы и не убьет ли вирус индустрию развлечений
Приходи на меня посмотреть
Какими после карантина станут театры и кинозалы и не убьет ли вирус индустрию развлечений
Приходи на меня посмотреть
Какими после карантина станут театры и кинозалы и не убьет ли вирус индустрию развлечений
Сейчас только ленивый не запускает онлайн-проекты:мировые театры потчуют зрителей трансляциями своих лучших постановок и даже премьерами, музеи зовут на лекции и виртуальные прогулки, музыканты переключаются на уютные квартирники, а киносервисы в эпоху закрытых кинотеатров открыли на время бесплатный (или почти бесплатный) доступ к своим необъятным хранилищам. А что потом? На что пойдут учреждения культуры, чтобы зритель вернулся в залы?
Сейчас только ленивый не запускает онлайн-проекты:мировые театры потчуют зрителей трансляциями своих лучших постановок и даже премьерами, музеи зовут на лекции и виртуальные прогулки, музыканты переключаются на уютные квартирники, а киносервисы в эпоху закрытых кинотеатров открыли на время бесплатный (или почти бесплатный) доступ к своим необъятным хранилищам. А что потом? На что пойдут учреждения культуры, чтобы зритель вернулся в залы?
Театр у айфона?
По самым оптимистичным прогнозам, театры смогут вернутся к работе уже в новом сезоне. Нет, к примеру, в «Ленкоме» появился репертуарный план до середины июля, а у Большого планы сформированы на три сезона вперед, но вряд ли стоит надеяться, что зрители тут же кинутся покупать билеты. Как заметил гендиректор Большого театра Владимир Урин, «необходимо время, чтобы зрители вернулись в театр — и не только по экономическим, но и по психологическим причинам».
Мне кажется, что театральное сообщество точно пойдет в театр. Дело даже не в том, что запись — это не то ощущение от спектакля. Есть спектакли, которым очень «идет» профессиональная съемка: например, я советовала посетителям своих лекций непременно посмотреть «Иранскую конференцию» Виктора Рыжакова из Театра Наций в трансляции театра HD. В этом спектакле россыпь звездных ролей, и круто увидеть крупные планы, недоступные с галерки".
Елена Смородинов, театральный критик, режиссер
По словам Смородиновой, другое дело, что есть спектакли, просмотр которых онлайн или в записи — «надежный способ убить в себе любовь к театру». Но главное всё же то, что человеку нужен человек, обмен энергией. «Это то, зачем я хожу в зрительный зал и то, что невозможно онлайн. После вируса вот этот человеческий контакт, в котором сила театра, станет ощущаться еще острее, и люди пойдут», — добавила Смородинова.
Алексей Новосёлов
Заместитель директора ММОМА по экспозиционно-выставочной деятельности
И хотя мировые театры весь карантин радуют записями своих лучших спектаклей, главный козырь в борьбе за зрительское внимание после эпидемии — живые премьеры. Но когда будет возможность их выпустить — большой вопрос. Для начала надо приступить к репетициям. Пока же бал правит онлайн. И если пандемия оставит дыру в карманах зрителей, то не проще ли станет в будущем «ходить» в театр в домашних тапочках, не покидая диван-ложу?

По словам Смородиновой, часто эти онлайн-активности бесплатные, а театры терпят огромные убытки из-за пустых зрительных залов. «И чтобы эти активности остались, театрам надо будет придумать, как их монетизировать, а зрителям, в свою очередь, быть готовым платить за театр не только в зале (с вешалкой, буфетом и красивым креслом), но за театр, который доступен в его ноутбуке», — добавляет она.

По сути, «выход в люди» — это не только приобщение к искусству, это еще и акт некой социальной активности.
Ведь платим мы зачастую не только за работу артистов и команды, но и за свое настроение и ощущение «сегодня я была в театре".
Елена Смородинова, театральный критик, режиссер
Вот такое кино
По прогнозам профильного издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2020 году отрасль может потерять от 15 млрд до 29 млрд рублей (в 2019 году кинотеатры России собрали рекордные 55,533 млрд рублей). Некоторые эксперты говорят о потерях в 40 млрд рублей. Выживут явно не все — закрыться рискуют 20−30% кинотеатров. Да и чем будем привлекать зрителя в первые дни после снятия карантина? Голливуд закрыт, и премьеры, которые планировались на март-май, переносятся на более поздний срок. Так, студия Paramount перенесла показ экшна с Томом Крузом «Топ Ган: Мэверик» на конец декабря; «Чудо женщина: 1984» от Warner Bros. пока смещается на август; MGM решила, что время для новой истории о Джеймсе Бонде «Не время умирать» наступит в конце ноября. В этой связи становится понятно, что премьеры, запланированные на осень, будут вынуждены переехать на зиму или уже на следующий год. Это касается американского проката, но именно на него сориентирован график релизов кинотеатров по всему миру.
Всё зависит от того, как скоро возобновит свою работу кинопрокат в США. Но уже понятно, что в первой половине года ни один крупный голливудский проект в кинотеатрах не появится, они все переехали в лучшем случае на вторую половину 2020 года. Поэтому сейчас многое зависит от готовности российских продюсеров выпустить свои хиты сразу после возобновления работы кинотеатров в нашей стране".
Александр Нечаев, главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»
Чтобы привлечь зрителей, нужно дать им возможность посмотреть какой-то крупный, ожидаемый, потенциально кассовый российский проект. «Есть, например, фильм „Стрельцов“. Он стоял на 16 апреля, у него довольно высокий кассовый потенциал. Но непонятно, рискнут ли продюсеры выпустить его во второй половине мая-июне, если прокат запустится. Другой пример — „Подольские курсанты“ от создателей „Батальона“. Тоже проект с нормальным кассовым потенциалом, который должен был выйти к 9 мая. Будут ли готовы продюсеры поставить этот фильм на летнюю дату?» — задается вопросом Нечаев.

Стоп, не снято: Минкульт попросил помочь кино- и музыкальной индустрии
Какие отрасли культуры не могут рассчитывать на господдержку на фоне эпидемии коронавируса

Перед глазами китайский сценарий ближайшего будущего: после того, как в Ухани и провинции Хубэй не выявили ни одного случая заражения вирусом, власти разрешили открытьк инотеатры… но меньше чем через неделю их снова пришлось закрыть. На решение повлияли и вероятность новой вспышки заболевания, и доходы, которые никак не покрывали затраты. Так, за несколько дней владельцы кинотеатров (а по всей стране открылось меньше 5% заведений) продали билетов всего на несколько тысяч долларов. В среднем в день сеансы посещал один кинолюбитель, а чаще — ни одного.

Что предпримут кинопрокатчики для привлечения зрителей? Вариантов может быть несколько, среди которых и снижение стоимости билета, и практика продажи абонементов. В последнем случае фиксированная цена должна быть достаточно низкой и подразумевать, условно, 10 киносеансов.
Кинотеатрам нужно подумать о значительных скидках на билеты в первые недели после возобновления проката. Думаю, речь идет о скидке в 50% — такой дисконт может заинтересовать зрителя. Кроме того, уже сейчас можно попробовать реализовывать абонементы на несколько посещений кинотеатра — тоже со значительной скидкой".
Александр Нечаев, главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»
Еще один вариант — совместные акции с другими компаниями, которым тоже придется в посткоронавирусную эпоху несладко. А что? Самое время для взаимопомощи и поддержки, чтобы не повторить историю 1990-х, когда в кинотеатрах открывались магазины, казино, кафе и дискотеки. «Ничто не мешает арендаторам одного торгового центра скооперироваться между собой и предложить какие-то комплексные предложения по возвращению зрителя, клиента на свои площадки, — полагает Нечаев. — Это может быть абсолютно любая торговая точка, которая находится в том же ТЦ. Посетитель приобретает какие-то товары или услуги и после некой суммы получает билет в кино. Или наоборот: покупает билет в кино и получает скидку на товары или услуги. Очевидно, клиента нужно будет привлекать спецпредложениями, потому что человек, у которого стало меньше денег, с меньшей охотой тратит их в том числе на развлечения».

И конечно, тема вируса так или иначе отразится в творчестве и повлияет на характер контента. Во-первых, серьезное потрясение для всего мира, во-вторых — в индустрии денег явно будет меньше.
Из-за этого бюджеты многих проектов сократятся, они станут менее масштабными и более камерными. Особенно это касается локальных кинематографов (к которым относится и российский) и фильмов независимых студий. Наверное, вырастет популярность картин про эпидемии и их последствия — кино в любую эпоху являлось отражением травм, которые переживало общество".
Александр Нечаев, главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»
Карнавала нет… Карнавал будет!
Фестивали, вечеринки, празднование дней рождения и свадеб — все замерло еще до официального начала самоизоляции, когда было введено ограничение на массовые мероприятия. Одни готовы ринуться в бой, как только, так сразу, другие, насколько это возможно, осваивают онлайн-формат, так как положительный эффект во многом зависит от работы оборудования и качества картинки. И не исключено, что эти проекты будут жить и в посткоронавирусную эпоху. Эксперты объясняют: люди поймут, что можно совмещать оба формата.

«В фильме „Москва слезам не верит“ герой говорил, что телевидение вытеснит всё, но ничего не вытесняется, каждый занимает свою нишу. Старинные методики становятся иногда даже элитарными. Есть целый пласт людей, который, как только снимут ограничения, моментально рванет праздновать. Для них это важно», — отмечает Никита Макеев, ведущий и владелец небольшого агентства развлечений. Люди всегда развлекались и будут развлекаться — это происходило и в самые сложные времена. Сама по себе ивент-индустрия будет существовать всегда. «Вопрос в другом: насколько изнее уйду т деньги и кто сможет приспособиться к новым обстоятельствам. Конечно, бюджет на праздники упадет. Ивент-индустрия будет в некоем коматозе, минусе, уйдет время на восстановление, но люди всегда будут хотеть праздника», — уверен Макеев.

Кто-то мечтает о вечеринке, а кому и выходной с книжкой в руке кажется не менее увлекательным. На время самоизоляции спрос на электронные и аудиокниги вырос, но для книжного рынка в целом наступают сложные времена. Высказываются мнения, что на фоне нынешнего кризиса книжный рынок в лучшем случае сократится вдвое — бизнес на две трети состоит из малых и средних предпринимателей, по которым недели простоя бьют нещадно. Прогнозируемые потери издателей в мае-июне — 27 млрд рублей, или 25% годовой выручки. О поддержке правительство уже попросили и писатели, и Российский книжный союз.
После карантина спрос на электронные и аудиокниги продолжит расти, так как этот сегмент — один из драйверов рынка. Однако, когда период самоизоляции закончится, онлайн-продажи, вероятно, не смогут компенсировать падение доходов на книжном рынке. Поэтому книжному бизнесу необходима поддержка государства. Важная часть такой поддержи — снижение НДС на электронные и аудиокниги в два раза".
Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес»
Ставка НДС для печатных книг сейчас льготная и составляет 10%, для электронных — все 20%. Отрасль надеется на снижение или отмену НДС на все форматы книг — как бумажные, так и цифровые.

Читаем дома: вернет ли карантин страсть к книгам
Как библиотеки ищут посетителей в интернете